Как всё у людей в понимании перевёрнуто получается? В действительности, необходимость идти в Храм есть только у по настоящему верующего человека. Так как, для него слова Христа из Евангелия: “Не хлебом единым жив человек...” – очень понятны. А тот вопрос, что рассматривался выше – был вопрос о принуждении и её формах различных.
В Рождество Христово! Для восприятия не по ФОРМЕ а по её СУЩНОСТИ темы: « Вопросы вероисповедания, религиозной жизни, храмовых обрядов» предлагается! Совсем не большая (по времени) «мультяшка» Гарри Бардина «АДАЖИО». С музыкой великого «АДАЖИО АЛЬБИОНИ» Ремо Джадзотто. Рискну предложить:
Икона Всех скорбящих Радость досталась от прабабушки Феодоры Прокоповны Лях 1874 г.р.. Икона возможно была приобретена в 1896 г. когда прабабушка венчалась.Отец ее Прокоп Иванов Лях 1841-1917 был грамотным уже в 20-ти летнем возрасте делал записи при выборе старост Речковской церкви и расписывался в течении 50-лет за неграмотных в брачных обысках Речковской церкви. Вопрос у меня по поводу иконы. Просмотрев в интернете множество икон, такой я не встретил.Может кто-то знает больше.
Данная репродукция печатного типа была сделана со Списка иконы Всех скорбящих Радость. Меня интересует оригинал этого Списка Всех скорбящих Радость. Списков иконы Всех скорбящих Радость до 1900 было написано множество более чем за 200 лет и находились они в разных храмах. Меня интересует в каком храме находился данный Список иконы и когда был написан.
Сведения о НЕ ПЕРЕХОДЕ невест в межконфессиональных браках из католической конфессии в московскую православную конфессии К вопросу который недавно обсуждался. Краткая история вопроса: : «… Лица инославных христианских исповеданий … должны были изучить православные молитвы, если желали вступить в брак с православными… Посещая школу и изучая в ней молитвы и краткий православный катехезис все инославные лица, готовившиеся к вступлению в брак с православными, присоединялись к православию, так что смешанных семейств в Туркйском приходе почти нет.» Действительно. Замечательное иллюстрация! Просто подкупает своей простодушной откровенностью! Правда не на всех девушек подобное «ласковое обхождение» действовало. А женихи видимо, так же не о том думали перед свадьбой - не о государственном? Проблемой это похоже было прежде всего для, сильно зависимым от церковных начальств, священников поместных приходов. А вот и соответствующие записи по данному вопросу в ведомости прихожан Раковского костёла за 1877-78 гг. Лист 88 оборот. На одной странице две записи на полях: «Анеля Дубинская 21 г. свидетель священник Волмянской церкви от 20 апреля 1878 г. за № 21 в том, что при венчании в записи брака не приняла православия.» «Свид. свящ. Волмянской церкви 8 февраля 1878 г. за № 16, что (кр. Розалия Дубинская 23 г.) осталась РК вероисповедания»
Дилетантский вопрос: чем отличается каплица от костела с точки зрения, так сказать, церковной администрации? В частности интересует, велись ли в каплице отдельные метрические книги. Относилась ли каплица к какому-то конкретному костелу?
Как правило, каплица - это небольшое сооружение: церквушка, часовня, иногда даже просто столб со статуей или иконой. В ней нет постоянного причта, а часто и нет алтаря. Любая каплица административно относится (приписывается) к парафии, на территории которой находится. Богослужения там проводит причт из парафиального костёла, например, по определённым праздникам. Соответственно, книги там отдельные не велись, и если в каплице даже совершались какие-то обряды - записывались в основной приходской книге. Иногда - с отметкой, что совершены не в основном костёле, а в каплице - вот, к примеру, именно такой случай с Лукавецкой каплицей в Гаенском приходе. Если каплица получала свой причт, но ещё не выделялась в отдельную парафию, - она "повышалась" в звании до филиального костёла. Вот тогда там начинали вести отдельные книги. Упомянутая по ссылке выше Лукавецкая каплица так превратилась в 1812 году в Батуринский филиальный костёл.
Спасибо большое! Встречались такие, похожие на "выездные" метрические записи - крещение детей, родившихся на протяжении нескольких месяцев из одной деревни/одной семьи. Правда значительно позднее, чем ваш пример и без пометок про каплицу. Осталось теперь выяснить, к какой парафии могла относится каплица в Яршевичах (упоминается в книге "Память" Воложинского района со ссылкой на Всероссийскую перепись 1897г).
В 1897 г. в Яршевичах не было католической каплицы. В "Материалах по истории и географии Вилейского и Дисненского уездов" Сапунова (1896 г.) сказано, что в Яршевичах имеются две церкви (православные), каменная и деревянная. Деревянная, ещё униатская, церковь была приписной церковью. к каменной, приходской Яршевичской. Приписные церкви иногда назывались в документах часовнями. Поскольку большинство статей в книге "Память" написаны на белорусском, то "часовня" стала "каплицей" и Вы подумали, что она католическая. А костёл в Яршевичах появился в 1919 г. (по другим сведениям в 1922 г.). Под него забрали, эту самую, деревянную церковь. Костёл был филиальным, в парафии Холхло, Вишневского деканата.
Спасибо большое за очень подробный и убедительный ответ! Все сходится, смущает только река Висса, сейчас там речка с очевидным названием Яршевка Получается, что среди 15 перечисленных в "Памяти" Воложинского района "каплиц" были и православные, и католические. Буду иметь в виду. "Костёл был филиальным, в парафии Холхло, Вишневского деканата" - и вот это очень ценная для меня информация. А до 1919-1922 местных католиков, похоже, надо искать в разных окрестных приходах. Католиков было там не так и мало, и кладбище католическое есть (с другой стороны, большинство сохранившихся захоронений 1920х и позднее).[/QUOTE]
Об этой речке писал ещё Покровский в своей "Археологической карте Виленской губернии" (1893). Возможно, это какая-то небольшая речушка, которая исчезла с карт в результате мелиорации. В энциклопедии "Блакітная кніга Беларусі", среди притоков Яршевки, такой реки нет. В "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Мінская вобласць. Кніга 1" написано, что это городище находится в 0,6 км на юго-восток от деревни, но про речку уже ничего не говорится. Видимо её уже нет. Можно поискать на старых картах, но нужны очень подробные, т.к. речка была, видимо, очень небольшой.
Скорее всего, Висса - вот этот приток Яршевки. Как раз на юго-восток от Яршевич, там и могло быть городище. Между прочим, сама Яршевка на трёхверстовках подписана как Доровлянка, а на ПГМ - Дереслянка.
На 250-метровке 1938 г. чётко виден этот подковообразный вал городища. Всё как писал Сапунов: "... на левом берегу реки Виссы... Село расположено по обоим берегам реки Виссы..." . Только Висса является притоком не Ислочи, а Яршевки.
В статьях Покровского и Зайковского отмечается, что городище находится не в деревне, а в стороне от неё. А это место среди дворов находится. Я тогда бы предположил, что здесь:
Вы правы, Михаил. Городище находится именно тут. 250 метров от кладбища, которое мы видим на карте. В статье об истории деревни Яршевичи сказано, что городище с юга и запада окружено ручьём, который мы тоже видим на карте. "...Сапраўды, гарадзішча з паўднёвага і заходняга берагоў акружана ручаём, а з паўночнага боку ў балоце захаваліся рэшткі рову..." Тогда получается, что Сапунов называет "Виссой" саму Яршёвку, которая и является притоком Ислочи.
Часто возникают вопросы о национальности в 19 веке. Представляю документ, который составлялся росс. властями. "Приходские списки Виленской губернии 1857г.". Место хранения: РАН СПб отделение. Фонд 30. Оп.2, д.6. В заголовке дела указана Губерния, уезды и конфессия. Внутри по уездам. А далее - на каждом листе церковь / костел, и какие деревни относились к ее приходу, при какой реке, озере находились, точная цифра прихожан, какого племени, и к какому ведомству принадлежат (гос. или помещичьи). Представляю для примера приход Дубинской церкви Ошмянского уезда. Все белорусы. Можно заказать сканы. 1 стр. 500 росс. руб. На каждый приход - 2-3 стр.