Завещание Винцента Гечевича, опубликованное в прибавлении к газете "Курьер Литовский" №8 от 18 января 1824 г.
Ostatnia właścicielka Wiazynia, Zofia Horodyńska zginęła w 1943r. zamordowana wraz z 20 innymi osobami w swoim domu w Zbydniowie. Ta zbrodnia znana była wśród sąsiadów z powiatu wilejskiego. Tu jest opis wydarzeń. https://kedyw.pl/index.php/2017/06/24/73-rocznica-mordu-na-rodzinie-horodynskich-przez-ss-manow/
Интересная запись в МК Ильского костёла о смерти Ипполита Гечевича, старшего сына минского губернатора Викентия Гечевича: случайно застрелился. В поколенной росписи он под номером 51/40. NHAB 937-5-86, ark. 203, № 16 24.07.1845. w Wiazyniu umarł przez przypadkowe zastrzelenie się JW Hipolit Gieczewicz, b. marszałek Pttu Wileyskiego. 45 lat, żonaty, zostawił synow Stanisława (22 lata), Konstantego (20 lat), corkę Jadwigę (8 lat) Pochowany 27.07.1845. w Wiazyniu Вдова Катерина не намного его пережила, причина её смерти не указана: NHAB 937-5-86, ark. 207об., № 8 14.06.1847. w Wiazyniu umarła JW Katarzyna z Wołodkowiczow Gieczewicowa, b. marszałkowa Pttu Wileyskiego. 39 lat, zostawiła synow Stanisława (23 lata), Konstantego (21 lat), corkę Jadwigę (7 lat) Pochowana 16.06.1847. na mogiłkach przy kościołku Wiazynskim
А вот ещё одна необычная запись - о крещении Станислава-Винцента, сына вышеупомянутых Ипполита и Катерины. В поколенной росписи он под номером 60/51. В 1824 году его крестили только водой в Радошковичском костёле, а миропомазали спустя 10 лет - в Ильском. NHAB 937-5-86, ark. 48, № 3 06.01.1834. w Wiazyniu ochrzcił niemowlę na imię Stanisław-Wincenty, syna urodzonych Hypolita i Katarzyny z Wołodkowiczow Gieczewiczow, narodzonego 25.10.1834.*, przez JX Symona Porazynskiego, prałata i plebana Radoszkowskiego z wody tylko ochrzczonego. Trzymali do chrztu: JW Michał Hrabia Tyszkiewicz, pułkownik JW Jadwiga Wołodkowiczowa, podkomorzyna Assistowali: JW Wincenty Wołodkowicz, podkomorzy JW Jozefa Szczytowa Onufry Bohdanowicz, marszałok JW Barbara Bohdanowiczowa, prezidentowa Departamentu Minskiego * В этой записи неверно указан год рождения - 1834, но из разных источников известен настоящий год рождения Станислава-Винцента - 1824. Интересно, что в поколенной росписи тоже есть две даты крещения - водой и олеем, причём якобы оба таинства были совершены в Ильском костёле, Радошковичский не упоминается. И год миропомазания другой - 1825. Видимо, в деле Гечевичей в ДДС присутствует какая-то метрическая выпись с другими данными.
Интересно, что Гицевичи похоронены на кладбище которое расположено недалеко от церкви. Походу, где-то рядом от кладбища был костел.
Скорее всего, разговор тут идёт о Льве Викентьевиче Гечевиче. Газета 1853 года. В заметке говорится, что генерал-майору Гечевичу объявлена благодарность. Лев Гечевич получил звание генерал-майора в 1851 г., а Станислав Ипполитович Гечевич в 1850-х годах был ещё в чине штабс-капитана и звание генерал-майора получил в 1863 г.
A w tamtych czasach ta cerkiew przy cmentarzu nie była kościołem katolickim św. Anny sióstr benedyktynek?? dopiero po 1864 zamieniono na cerkiew a nową postawiono w 1899 przy pomocy darczyńców i Giecewicza dom popa ma datę 1903
Вот сведения о костёле в Вязыни с информационного стенда. Мне кажется, что они актуальны до сих пор. Новых сведений о старом вязынском костёле не обнаружено. На трёхверстовке (Шуберта), которая была составлена по результатам рекогносцировки проведённой в 1865-66 гг., мы видим в Вязыни два деревянных храма. То есть, на тот момент в местечке были и церковь и костёл. Можно предположить, что костёл стоял ближе к кладбищу, через дорогу (улицу) напротив церкви, на месте современной частной жилой застройки. Костёл был филиальным (каплицей?) в Ильянской парафии, а после её закрытия (1867) перешёл в Ольковичскую парафию. В статистических сведениях об Ольковичском костёле (ЛГИА 604.1.9904), в описании каплиц,принадлежащих Ольковичской парафии (без датировки, но видимо до 1900 г.) мы видим, что в парафии одна филия (Вязынский костёл) и две каплицы: каменная в Ободовцах и деревянная в Старинках. В описании Ольковичского костёла за 1901 г. ксёндз пишет, что костёл в Вязыни разобран, по неизвестным ему причинам. Таким образом, костёл в Вязыни существовал как филия Ольковичского костёла до 1901 г. и не передавался православной церкви. У православных в Вязыни был свой храм и новая церковь была построена на месте прежней православной церкви. Закладка новой деревянной церкви въ мѣстечкѣ Вязынѣ, Вилейскаго уѣзда. Литовские епархиальные ведомости, 1899 год, № 30-31, стр. 308-309. Почти два века простояла церковь в м. Вязыне. Глубокую печать ветхости наложили на неё эти два века.... ... 25 мая в последний раз в старой церкви была совершена Божественная литургия... ...Через несколько дней после сей службы церковь была разобрана. Наступило 9 июня — день, предположенный для закладки нового храма. На предстоящее торжество прибыли Молодечненский благочинный, его помощник и соседние иереи. С утра погода была пасмурная, но к полудню тучи рассеялись и стало ясно и тепло. В 2 часа пополудни при огромном стечении народа на развалинах старой, разобранной церкви начался чин закладки храма.... Может у кого-то есть какая-то другая информация?
W tamtym czasie w Imperium Rosyjskim rozpowszechnił się zwyczaj, zgodnie z którym różnym znanym osobistościom, nawet w stolicy, proponowano datki na rzecz budowanych na prowincji cerkwi. Tak więc wśród dobroczyńców świątyni Wiazyń było wiele znanych osób – św. Jan z Kronsztadu, wynalazca lalki matrioszki Maria Mamontowa, generał – gubernator Wilna, Witalij Trocki. Wśród darczyńców nie zabrakło oczywiście także samego Hipolita Giecewicza, który ofiarował drewno na potrzeby świątyni. Dzięki takim staraniom rok później konsekrowano nową cerkiew pod wezwaniem Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny, która stoi do dzisiejszego dnia. Lokalne wiadomości diecezjalne informowały, że '(…) na uroczystym bankiecie ks. Jan wyraził głęboką wdzięczność właścicielowi majątku Wiazyń, panu Giecewiczowi, za jego życzliwe podejście do budowy nowego kościoła. Oczywiście taka światła postawa katolickiego ziemianina wobec potrzeb duchowych okolicznego chłopstwa jest godna uwagi i naśladowania'