К 1030-ЛЕТИЮ ПРАВОСЛАВИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ занимаюсь поиском СВЯЩЕННИКА РОМАНА МОСКАЛЕВИЧА и прихода, где он служил, а также историю его семьи, в которой было 9 детей. Ищу сведения о Гайнеском Свято-Михайловском приходе, который после упразднения Гайненского Успенского Кастела перешёл в ведомство православной церкви. Это где-то 1863 год. После этого Михайловская церковь стала приписной к уже новой Успенской Гайненской церкви. Хотелось узнать судьбу Михайловского храма. Из КВ 1880 года она ещё упоминается священник был Роман Маскалевич (Москалевич), у него было 9 детей. На 1890 год в приписных она уже не значится. И еще вопрос: как долго по клировым ведомостям упоминается Гайненская Свято-Михайловская церковь? Т.е. есть ли она еще в 1900 году?
Сомнительный тезис по отношению к Гайне. Сведений, документально подтвержденных о том, что тут были православные церкви до ликвидации грекокатолической церкви в 1839 года я не нашел. Но у Яна Длугоша историка и дипломата, автора «Истории Польши» в 12 томах, жившего при Ягайло есть упоминание, о том, что Гайна относилась к литовским землям, а не к беларуским. Местный люд, будучи язычниками, изначально был крещен по римокатолическим обрядам при Ягайло. О том, что в Гайне был заложен костел в 1387 году сведения есть, о том, что жена Ягайло Ядвига была его покровительницей тоже есть, а о том, что тут были 1030 лет православные церкви и кем они были основаны нет. В справочнике за 1857 год, прошедшим русскую имперскую цензуру только в двух православных приходах из Борисовского уезда указано, что прихожане приходов принадлежат к литовским племенам. Это приходы Гаенской и Янушковичской православных церквей. Такая же картина по Гаенскому костелу. В НИАБ есть такое дело: Фонд 1781, опись 24, дело 15753 – «О присоединении крестьян Слободской волости дер. Гаинской-Юрздыки к Логойскому костелу. 1867-1869». Возможна там будет дата ликвидации костела и иные сведения. Если будете знакомится с делом, расскажите, пожалуйста, о содержащихся там сведениях. По Москалевичам информация не попадалась мне. Есть еще такое дело, после ликвидации грекокатолической церкви в Гайне. Фонд 1781, опись 24, дело 1788 – «О переходе Гаенских прихожан в РК веру. 1842 год»
Михайловская церковь в Гайне упоминалась ещё с 1545 при князе Иоанне Соломоречском. Так упоминается в Книге Память Логойского района. В 1604 православие было присоединено к унии. Согласно КВ 1841 года, церковь была построена в 1790 году, в 1806 сгорела, а с 1816 года она действует как новоотстроенная дворянином-священником Иосифом Шидловский. В 1846 сново отстраивается храм, а после становится приписным к бывшему Успенскому кастелу переданному православным. НИАБ ф 136 КВ о.1.д.40823 на 1860 год. После 1880 судьба ее неизвестна. Поэтому я и хочу выяснить, куда она пропала? А вы говорите не было православия в Гайне.
Царква ў м. Гайна і капліцы ў в. Сліжына, Дамашы і Сялец Мінскага пав. W Haynie, w maiętnosci pana fundacya krolewska. | Cerkiew załozenia Swiętego Michała. Przy k|turey cerkwi w(ielebny) o(ciec) Jan Karniłowicz. W kturey | cerkwi na ołtarzu obrus, kielich cynowy ze wszyst|kim w(ielebnego) o(yca). Krzyzyk cynowy mały, drugi krzyz srebr|ny połamany. Swiec brackich szesc. Dzwonek ieden | na cerkwi, a drugi wielki y klepadły dwie do Minska | wzieli, do S(więtego) Ducha. Placow dwa, na kturych bu|dynek: yzba, a więcey niema nic budynku. | Druga cerkiew je(go) m(iłosci) pana Jana Paska, stolnika smo|lenskiego w Slizynie, j(e)go m(iłosci) pana Piotra Smatowicza, | czesnika smolenskiego załozenia Narodzenia Panny Prze|naswiętszey. W kturey wenerabile w pus(z)ce srebney przystoy|nie stoy. Kielich cynowy z patyno, gwiazdo y łyzeczką. | Ryz dwoie (z) stułami y naręczakami płocięne. Alba tka|cka. Obrus. Tuwalen na roznych obrazach pięc. Korąka sreb|na. Paciorki perłowego koloru. Na obrazach diadimow | srebrnych szesc, siodmy podborodicz. Deysusu niema, cho|rągiew dwie harusowych farbowana. Dzwonek ieden, | do sygnowania drugi. Swiec brackich cztyry. Antimisa | niema. Xięgi dworne wszytkie, ktore czasu odpra|wy wies Januszkiewicze. Metryke pokazywał w(ielebny) o(ciec). | Trzecia cerkiew w Damoszewiczach załozenia S(więtego) Jerze|go pana Wąkiewicza. Pusta. Wpadła wszystka. (Dusz) 65. | Czwarta cerkiew w Sielcu załozenia Pokrowy | y Wniebo(w)stąpienia. Ich m(iłosciow) panow Tomkowiczow. | W kturey cerkwi niema nic. Dusz 56. || [17 адв. пусты] [18] Крыніца: ВІЗІТЫ УНІЯЦКІХ ЦЭРКВАЎ МІНСКАГА І НАВАГРУДСКАГА САБОРАЎ 1680–1682 гг. зборнік дакументаў апрацаваў і выдаў Дзяніс Васільевіч Лісейчыкаў. Мінск 2009
Вось тут і тут (працяг справы) зборка метрык уніятскіх цэркваў (яны перамешаны, таму Гаенскую уніяцкую трэба збіраць часткамі), крайнія даты 1757 - 1816 (некаторыя есць 1820-я, трэба пераглядваць). Справа захоўваецца ў НГАБ у Мінску ф.136 воп.13 спр.802
Это Минская епархия - смотрите Минские епархиальные ведомости( там будут назначения и т.д.) - есть в сети + Памятные книги Минской губернии - там указывались священники церквей и иногда учителя приходских школ+ Минские губернские ведомости. Ну, а фонды по Минской епархии в НАИБ вы и так смотрите Что касается православности, то с 1604 до 1839 года - это униацкая церковь. Монастырь в Логойске, кстати, тоже был униацкий и никакой святой источник там из-под горы не бил: монастырь стоял на холме, где сейчас церковь, окруженный рвом с водой( есть изо начала XIX-го века). После 1839 года церкви иногда переделывали, но в большинстве случаев с 1840 по 1880 их сносили как ветхие или внезапно сгоревшие( прям эпидемия церковных пожаров) и ставили стандартный православный проект...В униацких церквях были органы, хоры и три алтаря и отличное от православия оформление главного алтаря, что совершенно не устраивало российскую церковь
Спасибо большое за информацию. С Лисейчиком мы одно время общались. Очень умный и эрудированный человек.
Книга памяти Логойского района не является историческим документом. В КВ 1841 года речь идет о здании церкви, которое, по сути, отобрали у грекокатоликов и передали РПЦ после 1839 года. Еще Вы можете ознакомится в ЛГИА с таким делом: Гайненская церковь фонд 634, опись 3, дело 454 - 1798 год. Это дело из фонда "Литовская греко-униатская консистория". В подобного рода делах содержатся материалы по униатским церквям: инвентари, описания церквей, фундушевые записи, переписка, метрические книги, выписи.
ЛГИА 378.72.1437 О Гаенском Р.К. костеле Борисовского уезда, относительно закрытия его и преобразования в Православную церковь, 1867 г., 17 стр.