Separate names with a comma.
Традиционным для Вилейщины окончанием фамилий являются -вич и -ский. Во всяком случае, для тех фамилий, которые меня интересуют, это так. В инвентаре 1595 года по имению Декшняны (с. Граничи), в частности, значатся две семьи Зайцовичей. Далее, начиная с 1770 г. по с. Путники этого же имения прослеживаются Зайковские. В попытке, понять, может ли это быть один и тот же род, и как именно произошла смена фамильного окончания, я проанализировала записи инвентаря 1595 г. и хочу поделиться своими наблюдениями. Каждая деревня в инвентаре разделена на службы, службам даны различные названия. Иногда по функционалу службы (например, служба дымокуров, служба боярская), но гораздо чаще по фамилиям тех, кто в этой службе числится. И вот тут есть интересные варианты. Вариант 1. Служба называется фамилией без изменения окончания. Например, служба Мишинович, и живут/служат в ней Мишиновичи. Вариант 2. Служба называется по фамилии живущих в ней людей, но с изменением окончания. Например, служба Пожигов, а живут в ней представители фамилии Пожига. Служба Плаксич, а живут в ней представители фамилии Плакса. Служба Вазкгелова, в которой числятся Вазкгеловичи. Или служба Бильдюков, в которой живут представители фамилии Бильдюкович. И наконец, самый интересный для меня вариант: служба Устиновская, в которой числятся носители фамилии Устинович, служба Янушевская, в которой служат Янушевичи. То есть, фамилия Зайцович, например, при образовании от нее названия службы, могла бы дать "служба Зайцовская"/ "служба Зайковская", а затем те, кто жил в этой службе (не обязательно именно Зайцовичи) могли начать именоваться Зайковские. Ибо процесс вполне мог быть двусторонним: фамилия перетекала в название службы, название службы в фамилию.
Изучала выложенные документы по Радошковичскому приходу и вот к каким результатам пришла. В отношении части деревень, по всей видимости, в 19 веке существовало четкое разделение на православные и католические. Во всяком случае, по изученным мною документам, например, интересующая меня деревня Путники упоминается только в книгах Радошковичского костела за 1853-1870 гг. В книгах Радошковичской церкви за эти же годы, я этой деревни, как и нескольких других, вообще не увидела. В документах по Радошковичам, выложенных на сайте, в настоящее время имеется временная "дыра" - конец 19 - начало 20 века. И тем интереснее, что в церковных росписях Радошковичской церкви за 1917 год деревня Путники уже присутствует, то есть, видимо, за период, информация по которому пока отсутствует, часть жителей перешла из католицизма в православие. Очень интересно, когда это произошло и чем было обусловлено.